Организация учебной и внеурочной деятельности учащихся начальных классов с задержкой психического развития в условиях внедрения ФГОС НОО для детей с ОВЗ

В соответствии с приказом Управления образования Администрации Колпашевского района от 19.12.2016 № 1115 «О проведении муниципального сетевого образовательного мероприятия – семинара-практикума «Организация учебной и внеурочной деятельности учащихся начальных классов с задержкой психического развития в условиях внедрения ФГОС НОО для детей с ОВЗ» в МАОУ «Тогурская НОШ» 21 декабря 2016 года на базе МАОУ «Тогурская НОШ» состоялось муниципальное сетевое образовательное мероприятие – семинар – практикум по теме «Организация учебной и внеурочной деятельности учащихся начальных классов с задержкой психического развития в условиях внедрения ФГОС НОО для детей с ОВЗ» (далее – семинар — практикум).

Общее руководство мероприятием осуществляли Прилуцкая Т.А., учитель начальных классов и Салина Л.А., зам.директора по УР (методическое сопровождение семинара, консультирование участников, систематизация нормативно-правовой базы по теме, информационная поддержка образовательного мероприятия на официальном сайте школы и местных СМИ).

На мероприятии присутствовало 59 педагогов (руководители образовательных организаций, заместители руководителей, воспитатели, педагоги-психологи, логопеды, музыкальные руководители, педагоги-организаторы, преподаватели и студенты) из 9 образовательных организаций: МАДОУ «Центр развития  ребенка — детский сад «Золотой ключик», МБОУ «Новоселовская СОШ», МАОУ «СОШ № 7»г.Колпашево, МАОУ «СОШ № 2», МБОУ «СОШ № 5», МАОУ «СОШ № 4» г.Колпашево, «МАОУ «Тогурская НОШ», МБОУ «Инкинская СОШ», ОГБПОУ СПО «Колпашевский социально-промышленный колледж».

В соответствии с заявленной темой и целью была составлена программа образовательного мероприятия, которая включала в себя различные формы представления педагогического опыта: доклад-презентацию, презентацию открытых уроков, открытые уроки, мастер-классы, выступления с презентацией. Свой опыт представили 18 участников из ОО Колпашевского района (учителя начальных классов, учителя-логопеды, социальный педагог, воспитатель ДО,  учитель технологии, педагог-организатор).

Для участников мероприятия были подготовлены буклеты (Васильева А.Н., заведующая библиотекой). Содержание буклета включало в себя информацию о УМК В.В.Воронковой, о структуре межведомственного сотрудничества в МАОУ «Тогурская НОШ», о материально-техническом оснащении школы в условиях внедрения ФГОС ОВЗ, о присвоении школе статуса пилотной площадки по апробации внедрения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с УО в  соответствии с распоряжением Департамента общего образования Томской области в 2015 году.

Вниманию участников образовательного мероприятия в рекреации 2-го этажа была представлена выставка, включающая локально-нормативные акты  МАОУ «Тогурская НОШ», регламентирующие процесс внедрения ФГОС обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с УО, специальные индивидуальные программы развития (СИПР), учебно-методическую документацию, определяющую рекомендуемые ФГОС объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, УМК и методическую литературу в помощь педагогам  (ответственные: Салина Л.А., зам. директора по ОВР, Прилуцкая Т.А., учитель начальных классов, Крылова Ю.В., учитель начальных классов, Васильева А.Н., заведующая библиотекой).

В теоретической части семинара Пшеничникова О.А., директор школы, в своём докладе отметила необходимые условия внедрения ФГОС НОО ОВЗ: создание адаптивной среды, обновление материально-технической базы школы, проведение персонифицированных курсов повышения квалификации и психолого-педагогическое сопровождение ребёнка.

Презентацию открытых уроков и мастер-классов представила Волкова Р.А.

  1. Урок-путешествие (математика) «Прибавление и вычитание 3», Новосельцева Н. Н., учитель начальных классов.
  2. Урок изучения нового материала  (русский язык) «Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова», Соколан О. В., учитель начальных классов.
  3. Метапредметный урок (литературное чтение, окружающий мир, математика) «Работа с информацией» в рамках инклюзивного образования, Улыбина Г.В., учитель начальных классов.
  4. Мастер-класс (музыка) «Развитие музыкально-сенсорных способностей в рамках реализации ФГОС ОВЗ у детей младшего школьного возраста на уроках музыки», Семыкина В. В., учитель музыки, Голещихина О. Н., психолог.
  5. Мастер-класс «Разработка СИПР» , Иванникова Н. А., социальный педагог, Скореднова Н. М., педагог-организатор.
  6. Мастер-класс «Использование методов и приемов мнемотехники в логопедической работе при работе с детьми с ОВЗ», Мягких Э. В., учитель-логопед, Матвеенко А. Б., учитель-логопед.

В практической части семинара учителя начальных классов (Улыбина Г.В., Новосельцева Н.Н., Соколан О.В.) продемонстрировали студентам, преподавателям и воспитателям, как можно обучать детей с разными образовательными потребностями в одном классе неспециализированного образовательного учреждения. Особенности развития детей повлияли на выбор форм, методов и приёмов, использованных педагогами на открытых уроках. Выбор образовательных технологий был продиктован изменениями, происходящими сегодня в обществе, а именно, необходимостью развития универсальных учебных действий – умения учиться.

Продолжили практическую часть семинара мастер-классы и выступления. Образовательными ресурсами мастер-класса Семыкиной В.В. и Голещихиной О.Н. выступили: Монтессори-материалы, дидактический набор Фребеля, LED-панели, различное фибероптическое оборудование. Педагоги, посетившие данное мероприятие, познакомились с системой работы учителя по развитию музыкально-сенсорных способностей обучающихся в условиях коррекционно-развивающего обучения.

Под руководством Н. А. Иванниковой и Н. М. Скоредновой участники семинара в совместной деятельности познакомились со структурой СИПР (индивидуальная программа развития детей с лёгкой умственной отсталостью).

Посредством лекции-диалога, дискуссии, моделирования ситуаций, кейс-метода участники мастер-класса под руководством Э. В. Мягких и А. Б. Матвеенко овладели методами и приёмами логопедической реабилитации, которая поможет устранить расстройства речевой функции, восстановить коммуникативную функцию речи у детей с ОВЗ.

В заключительной части семинара был представлен опыт работы муниципальных образовательных организаций по теме семинара.

  1. «Работа с  ребёнком-аутистом  в общеобразовательной школе: проблемы и решения» – выступление с презентацией учителя начальных классов МАОУ «СОШ №7» Фоминой Н.А.
  2. «Система оценки достижения обучающимися  с ЗПР содержания образовательных программ» – выступление с презентацией учителя начальных классов МБОУ «СОШ №5» Щёголевой Е.П.
  3. «Особые образовательные потребности детей с ЗПР» – выступление с презентацией учителя начальных классов МАОУ «СОШ №4» Курских Ю. Н.
  4. «Телесно-ориентированная терапия как метод коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ» –  выступление с презентацией воспитателя МАДОУ «ЦРР ДС «Золотой ключик» Колпашевского района            Данилейко О. А.
  5. «Игра как средство коррекции у детей с ОВЗ» –  выступление с презентацией учителя технологии МБОУ «Новосёловская СОШ» Соскиной Л.Н.

На этапе рефлексии под руководством Токаревой О.В. и Морозовой С.А. участники семинара отметили, что «их заинтересовали методы и приёмы работы с детьми ОВЗ, а уровень профессиональной компетентности повысился». Мониторинг удовлетворённости участников семинара-практикума уровнем и качеством проведенных мероприятий в рамках семинара-практикума показал серьёзную заинтересованность педагогической общественности в данном мероприятии, высокий уровень качества проведённых занятий и актуальность выступлений участников.

Приказ ОО на проведение семинара. СКАЧАТЬ
Приказ УО о проведении семинара. СКАЧАТЬ
Программа семинара. СКАЧАТЬ
Основной доклад. СКАЧАТЬ
Приказ ОО об итогах проведения семинара-практикума. СКАЧАТЬ
Приказ УО об итогах семинара-практикума. СКАЧАТЬ