Профилактика суицида

Профилактика суицида

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ!

По этим телефонам можно обсудить проблемы с детским суицидом

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ КАК НЕ ДОПУСТИТЬ СУИЦИД У ПОДРОСТКА

Уважаемые родители!

Этой памяткой мы обращаем ваше внимание на непроходящую остроту проблемы детского суицида в стране. В Томской области, к счастью, ситуация относительно благополучна (в 2015 году в Томской области в результате суицидов погибло 5 несовершеннолетних, что в 8,3 раза ниже общероссийских показателей). Причины суицидального поведения ребенка многогранны, в том числе, значительное влияние на несформированную, уязвимую детскую психику оказывает виртуальная жизнь современных детей. Невозможно представить человека без использования прогрессивных технологий, однако, не все материалы, доступные в сети Интернет, могут быть полезны для здорового, гармоничного развития ребенка. Наша задача – профилактировать возможный интерес и тягу детей к нестандартному поведению, потому как ребенок открыт к новым идеям и, зачастую, не способен увидеть негативные последствия того или иного влияния окружающего его мира.

В настоящее время участились случаи обнаружения у детей разных возрастов признаков суицидального поведения на фоне нарушений межличностных отношений со сверстниками, затяжных депрессивных состояний, потери аппетита или импульсивного обжорства, пренебрежительного отношения к внешнему виду, ощущения скуки, постоянного чувства одиночества и ухода от контактов с друзьями и семьей (превращение ребенка в «одиночку») и другие характерные признаки, свидетельствующие о возможной причастности детей к «группе риска» по суициду.

При наличии малейшего проявления вышеуказанных признаков родители ОБЯЗАНЫпресечь опасность с помощью формирования положительных жизненных установок, развивайте в ребенке антисуицидальные факторы личности, а именно:

1. Установите доверительные и заботливые отношения между Вами и ребенком (постарайтесь понять чувства ребенка и их первопричину).

2. Найдите признаки возможной опасности (суицидальные угрозы – интернет, отсутствие взаимопонимания со сверстниками и пр.) и устраните их.

3. Задавайте вопросы (спокойно и доходчиво спрашивайте ребенка о тревожащей ситуации, Ваше согласие обсудить проблему будет облегчением для него).

4. Предложите конструктивный подход (выясните что остается позитивно значимым для ребенка, что он по-прежнему ценит и после анализа ситуации предложите альтернативное решение вопроса).

5. Вселяйте надежду (важно укрепить силы и возможности ребенка с помощью вселения оптимизма и поддержки, объясните, что кризисные проблемы не долгосрочны).

6. Не оставляйте ребенка одного в ситуации высокого суицидального риска! Оставайтесь как можно дольше с ним, пока не разрешится кризис или не прибудет помощь!

7. Обратитесь за помощью к специалистам.

8. Сохраняйте проявления постоянной заботы и поддержки (если критическая ситуация миновала, семья или педагоги по-прежнему не могут позволить себе расслабиться! Не ослабляйте бдительность! Половина суицидентов совершает самоубийство не позже, чем через 3 месяца после начала психологического кризиса).

Помните! Только мы, взрослые, можем увидеть проблему, возникшую у ребенка и при наличии доверительного отношения скорректировать поведение и порядок разрешения сложной ситуации. Не оставайтесь равнодушными при наличии хотя бы одного признака, свидетельствующего о переживаниях ребенка! Будьте бдительны и внимательны к детям!

Суицид — намеренное, умышленное лишение себя жизни, может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение нескольких месяцев, и при этом ребенок ни с кем из своего окружения не делится личными переживаниями.

Будьте бдительны! Суждение, что люди, решившиеся на суицид, никому не говорят о своих намерениях, неверно.

Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов.

Ребенок может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше. Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах. Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся.

Кроме перечисленных, выделяются еще несколько признаков готовности ребенка к суициду, и при появлении 1-2 из которых следует обратить особое внимание:

-утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;

-пренебрежение собственным видом, неряшливость;

-появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;

-резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;

-внезапное снижение успеваемости и рассеянность;

-плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;

-склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;

-проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;

-безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;

-стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;

-самообвинения или наоборот — признание в зависимости от других;

-шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.

Что делать? Как помочь?

Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопроса о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. Всегда следует уяснить «Какая причина» и «Какова цель» совершаемого ребенком действия. Не бойтесь обращаться к специалистам-психологам.

Обращение к психологу не означает постановки на учет и клейма психической неполноценности.

Большинство людей покушающихся на свою жизнь — психически здоровые люди, личности, творчески одаренные, просто оказавшиеся в сложной ситуации. Спасти ребенка от одиночества можно только любовью!

Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду, следующие советы помогут изменить ситуацию.

1. Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.

3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.

4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.

5. Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

Если вы слышите Обязательно скажите Запрещено говорить
«Ненавижу всех…» «Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом» «Когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь чушь!»
«Все безнадежно и бессмысленно» «Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить» «Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»
«Всем было бы лучше без меня!» «Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом» «Не говори глупостей. Поговорим о другом.»
«Вы не понимаете меня!» «Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять» «Где уж мне тебя понять!»
«Я совершил ужасный поступок» «Я чувствую, что ты ощущаешь вину. Давай поговорим об этом» «И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»
«У меня никогда ничего не получается» «Ты сейчас ощущаешь недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить» «Не получается – значит, не старался!»

Важно соблюдать следующие правила:

-будьте уверены, что вы в состоянии помочь;

— будьте терпеливы;

— не старайтесь шокировать или угрожать человеку, говоря «пойди и сделай это»;

— не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: «Ты так чувствуешь себя, потому, что…»;

— не спорьте и не старайтесь образумить подростка, говоря:

«Ты не можешь убить себя, потому что…;

— делайте все от вас зависящее.

И, конечно же, обращайтесь к специалистам за помощью!

Уважаемые родители!

Ответьте  на  некоторые  вопросы,  которые  помогут  увидеть  картину  ваших взаимоотношений с ребенком.

1. Рождение вашего ребенка было желанным?

2. Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?

3. Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?

4.  Раз  в  неделю  проводите  с  ним  досуг  (походы  в  кино,  концерт,  театр,  посещение родственников, катание на лыжах и т. д.)?

5. Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?

6. Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?

7. Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?

8. Вы знаете о его времяпрепровождении, хобби, занятиях?

9. Вы в курсе его влюбленности, симпатий?

10. Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?

11. Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?

12. Вы знаете, кто его любимый учитель?

13. Вы знаете, кто его нелюбимый учитель?

14. Вы первым идете на примирение, разговор?

15. Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребенка?

Если на все вопросы вы ответили «да», значит, вы находитесь на верном родительском пути. Если же большинство ответов «нет», необходимо немедленно изменить поведение, услышать и понять подростка, пока не случилась беда!

Не только о суицидах

Далеко не каждый обделенный вниманием и любовью школьник решает уйти из жизни. Но,  как  свидетельствуют  психологические  исследования,  каждый  недолюбленный ребенок    практически  через  всю  свою  жизнь  несет  последствия  неверной  стратегии взрослых – их черствости, придирок, чрезмерной критики.  Когда мы видим взрослого человека, которому свойственны излишняя подозрительность или агрессивность в отношениях с людьми, или чрезмерная покорность, или стремление избегать  близкого  общения  –  мы  должны  знать:  этот  человек  недополучил  в  детстве любви, внимания и заботы. Счастливыми такие люди не бывают! Вспомним еще раз героя знаменитого фильма, который написал: «Счастье — это когда тебя понимают». Полагаю, что он не знал, что об этом еще две с половиной тысячи лет назад сказал  древний  китайский  мыслитель  Конфуций:  «Счастье  —  это  когда  тебя  понимают. Большое счастье – это когда тебя любят. Настоящее счастье – это когда любишь ты».  Современная психология полностью подтверждает эту мудрость! Как  же  сделать  наших  детей  счастливыми,  научив  их  любить?  Прежде  чем  получить любовь  с  его  стороны,  ее  нужно  сначала  дать.  Если  ребенок  живет  в  обстановке понимания и любви, он вырастет психологически здоровым, гармоничным, счастливым человеком!

Счастливый человек никогда добровольно не уйдет из жизни!

Нормативно-правовая база о профилактике суицидов среди обучающихся

Советы для родителей по профилактике подростковых суицидов.

Памятка родителям по профилактике суицида.

Видеоролик посвященный профилактике суицида